Hosted by uCoz
сегодня:

 


Если улица в Индии еще не перестала быть базаром, то дорога там еще не перестала быть улицей. Это русло, по которому течет повседневная, будничная жизнь со всем своеобразием ее красок, звуков, запахов. Поэтому путешествие по индийским дорогам позволяет не только ощутить пульс страны, но и дает представление о масштабе и сложности проблем, с которыми она сталкивается. В утренней дымке четко прорисовываются грациозные фигуры женщин с кованными латунными кувшинами на головах. Донести, обычно издалека, два тяжелых кувшина воды, поставленных один на другой, - с этого начинается трудовой день миллионов индийских крестьянок, так вырабатывается поразительная плавность их походки. Горбатые бычки неторопливо тянут арбы, похожие на колесницы древних завоевателей. Там, где у дороги раскинули свои кроны вековые баньяны, стелется кизячный дым и на всю мощь гремят магнитофоны. Ночевавшие в пути водители допивают в придорожных харчевнях заваренный на молоке чай. Их перегруженные сверх меры грузовики не менее экзотичны, чем индуистские храмы. Кузов, кабина, капот, крылья – все покрыто красочной росписью, украшено амулетами.

Переезжая мосты, не перестаешь удивляться ярким цветникам на берегах рек. Иногда видишь целые водные поляны, покрытые цветком счастья – лотосом. Белый, желтый, розовый... Кажется, этот почитаемый индусами цветок, повсюду. Чуть в стороне, на прибрежной гальке сохнет выстиранное белье. Каждое сари – прямая полоса красочной материи, похожая на грядку тюльпанов.

Среди многочисленных чудес, которыми дивятся приезжающие в Индию туристы, особое восхищение вызывает железная колонна в Дели. Этот металлический столб весом шесть тонн издревле открыт дождям и ветрам. Но ржавчина до сих пор не тронула железа, выплавленного еще полторы тысячи лет назад. Так обессмертили свое мастерство древнеиндийские металлурги! Большинство иностранных туристов считают главной достопримечательностью Индии, ее самым известным историческим памятником Тадж-Махал. Но об особенностях индийского национального искусства нельзя судить лишь по архитектуре Великих Моголов. Это искусство многолико. И самый верный ключ к пониманию его истоков дают, возможно, фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры.

Понятно почему Тадж Махал широко известен – до него от Дели рукой подать, поэтому-то он и красуется на туристических плакатах во всем мире. Конечно, нельзя умалять значения этого великолепного памятника, но пещерные храмы Аджанты создавались на протяжении девятисот лет и по их фрескам можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это -–настоящая энциклопедия индийского искусства. А храм Кайласа в Эллоре? Так и хочется назвать его одним из чудес света. Дело не в размерах – подобных построек в Индии много. Все эти архитектурные объемы, весь храм – от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен – все это высечено из одного цельного куска камня, все это представляет собой не строение, а скульптуру. Когда подходишь к храму Кайласа, посвященного богу Шиве, видишь как бы гигантскую пещеру без крыши. Отвесная каменная стена с трех сторон подступает к храму.

Главный объект поклонения – детородный член этого бога. Это каменный столб полутораметровой высоты, на который крестьянки из окрестных селений каждое утро надевают венок из свежих цветов. Да, по крайней мере большинство туристов едут в Агру, чтобы посмотреть Тадж-Махал. А ведь всего-то в каких-то там сорока километрах оттуда находится третья столица Великих Моголов – Фатехпур сикри.

Еще четыре века назад этот город превосходил Лондон, но однажды был покинут людьми, превратившись в город-призрак. Время для него будто остановилось, как в городе из сказки о спящей красавице. И именно поэтому Фатехпур сикри изменился за последние четыреста лет гораздо меньше, чем Агра и Дели.